obvaldefoltovi4 (obvaldefoltovi4) wrote,
obvaldefoltovi4
obvaldefoltovi4

Categories:

Фотофакт. Повреждения лопастей ветрогенераторов и что из этого следует

Фотофакт. Повреждения лопастей ветрогенераторов и что из этого следует (Трындец)

На фото ниже приведены эрозионные повреждения передней кромки лопастей ветрогенераторов.

Данные повреждения лопасть, будучи установленной на ветрогенераторе в шельфовой зоне Северного моря, получила всего за два года эксплуатации.

Но примечательны даже не столько сами повреждения, сколько то, что вызвало их. Это самые обычные капли дождя! Казалось бы, данный тип повреждений был бы ожидаем для засушливых районов, где ветер переносит частички песка и пыли, и в условиях большой влажности, присущей Северному морю, его не должно было бы быть. Однако расчёты показали, что при суммировании скоростей свободного падения капли и скорости вращения лопастей, тангенциальная скорость удара капли дождя о переднюю кромку лопасти ближе к наружному диаметру не падает ниже 80 м/с (288 км/ч). Если принять средний размер капли за 3мм (в реальности он варируется в зависимости от погодных условий от 0.5мм до 5мм) и вес 14мг, то получим, что суммарная сила воздействия на лопасть от такой капли будет равна 76N (приблизительно 7.6кг в весовом эквиваленте). Вроде бы немного? Но если посчитать, на какую площадь приходится данное воздействие (при условии, что капля при соударении расплющивается до 6мм), то получаются внушительные 26,5 атмосфер. То есть поверхность передней кромки лопасти подвергается воздействию микрогидроударов (вспомните, что делает кавитация с гребными винтами судов).

При наличии поверхностных дефектов (царапин, трещин и т.п.) полученных ещё на этапах изготовления, транспортировки и установки данное разрушительное воздействие только усиливается.

Чем чреваты подобные повреждения? Надо понимать, что повреждения как на фото вовсе не требуют немедленной замены лопасти из-за угрозы её разрушения. Однако они серьёзно нарушают аэродинамику лопасти и ведут к снижению эффективности ветрогенератора снижая вырабатываемую им мощность. Предварительные оценки (довольно оптимистичные) показывали, что падение эффективности составит всего 5%, но одно из исследований, результат которого был опубликован в июле прошлого года, показывает, что падение выработки электроэнергии вызванное эрозией лопастей может достигать 25%.

Почему проблема именно с каплями дождя, а не, скажем, с градом? Разрушительное воздействие града на лопасти работающей турбины куда более катастрофично, но более предсказуемо. Поэтому турбины на время неблагоприятных погодных условий либо сильно замедляют, либо вообще останавливают. Воздействие же капель дождя не было учтено должным образом и никому в голову не приходило, что турбины надо замедлять ещё и на время не столь уже редкого в Северном море дождя.

Исследования показали, что дождевая эрозия была сильно недооценена и лопасти потребуют замены гораздо раньше, нежели заявленные в рекламных буклетах 20-25 лет. Как выясняется масштабных исследований на этот счёт до последнего времени не производилось. И только сейчас, в связи с ростом парка ветрогенераторов и с сокращением субсидий со стороны государства, большинство эксплуатирующих компаний всерьёз озаботились проблемой продления срока службы турбин.

Уже предлагаются решения различной степени эффективности, от защитных плёнок и покрытий до подачи сжатого воздуха через сеть микроотверстий на поверхности лопасти, но любое из них однозначно приведёт в той или иной степени к удорожанию строительства и эксплуатации ветрогенераторов. Так же к удорожанию приведёт ужесточение правил транспортировки и монтажа лопастей с целью избежать появления поверхностных дефектов, которые способны усилить эрозию.

Авторство:
Авторская работа / переводика
Комментарий автора:

Если вспомнить, насколько увеличился парк ветрогенераторов за последнее время и что проблема утилизации отработавших свой срок лопастей всё ещё не решена, то самое время гринпису и прочим "зелёным" выразить свою озабоченность.

Помимо недооценённости дождевой эрозии на лицо явная недооценённость переменности генерации. Большинство эксплуатантов по аналогии с градом начнут притормаживать турбины на время самого обычного дождя.

Статья обзорная. Показалось интересным, что тема практически никак не затрагивается СМИ. Ссылки на использованные материалы:

https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/we.2540

https://mdpi-res.com/d_attachment/energies/energies-14-05974/article_deploy/energies-14-05974-v2.pdf - тут интересно про все виды повреждений

https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/we.2200

https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1618/5/052003/pdf - здесь подробнее о физике воздействия капли на лопасть

https://www.researchgate.net/figure/a-Offshore-wind-turbine-size-demand-based-on-commercial-orders-since-2001-5-b-Blade_fig1_339517021 - тут доступ платный

Кому интересно ещё гуглите "wind turbine blade leading edge damage". В последнее время всё чаще появляются публикации на данную тему. То есть всерьёз за исследования взялись совсем недавно.

upd

Следует заметить, что смолы используемые при изготовлении лопасти (как правило это то, что мы знаем под называнием "эпоксидка" или эпоксидная смола) крайне чувствительны к воздействию ультрафиолета. По воздействием ультрафиолета смола сначала становится хрупкой, а затем и вообще начинает разрушаться. Для защиты от ультрафиолета на поверхность лопасти наносятся защитные покрытия. И вот как раз оно и страдает в первую очередь от дождевой эрозии. После того как обнажились слои с "эпоксидкой" прочность (а следовательно и ресурс) лопасти начинает стремительно падать.

Tags: ВИЭ, коррозия, мусор, энергия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments